Заводной апельсин и фашистский «морализм»
Доброго времени суток, друзья! Сегодня, я хочу поделиться своими мыслями по поводу фильма Стэнли Кубрика «Заводной апельсин». Начну, как всегда, издалека. Фильм я смотрел около 1,5 лет назад, а на размышления о нём меня натолкнули наши обсуждения на собрании и его ближайший просмотр на нашем киноклубе.
Фильмы Кубрика - непростая вещь. Как
все нетривиальные вещи, после просмотра/прочтения они некоторое время живут в
голове, своей собственной тихой жизнью и до поры до времени никак себя не
обнаруживают. Но с течением времени этот скелетик обрастает «мясом» жизненного
опыта и знаний, и в какой-то момент, он обретают полнокровную жизнь и предстают
перед тобой. Ты начинаешь видеть их, разговаривать с ними, понимать их. Такое
было со мной не раз, и каждый раз это была Встреча. Иногда приятная, а иногда и ужасная,
но всегда значимая...
Творчество Стэнли далеко не
однозначно, но в нём есть соль, которую бояться даже «записные» либералы. Не
зря фильм был запрещен в Великобритании до 1999 года. Не мне судить насколько я
эту соль уловил, и уловил ли, но все же, я хочу высказаться.
Общество
будущего (настоящего): В фильме очень реалистично описано то, к чему
стремительно катится западное общество и куда силком тащат и нас. Полная
отчужденность человека от своей сущности (сущности творца), человека от человека,
пропаганда секса и насилия, бессмысленность и бессодержательность жизни, постмодернистское
разрушение культуры, глумление над
гуманизмом и человеческой личностью. Неслучайно, особо показано разрушение семьи, где даже кровные связи матери и сына ничего не стоят. (Сразу
видно ювенальные технологии поработали «хорошо»). В общем, метафизический и
социальный ад под красивой вывеской общества потребления…
Главный герой: Алекс - полностью аморальный
тип, преступник и зверёныш, возросший на дрожжах данного общества. Он ненавидит
этот мир, и мир, как кажется, на первый взгляд, отвечает ему взаимностью. В
мутных безумных глазах его, иногда проблескивают искры не звериного происхождения.
Случается это во время прослушивания 9-ой симфонии… Очевидно, что он совершенно не понимает Бетховена,
как не понимает Вагнера, например, американский офицер, жгущий вьетнамские
села, под звуки «Полета Валькирий» в фильме Копполы «Апокалипсис сегодня». Но
также очевидно, что это восхищение вызвано ничтожной, но все же человеческой
составляющей героя.
Система: Опуская подробности сценария,
поговорим, как мне кажется, о главном - о сути применения, так называемого «лечения»
главного героя. В фильме, правительство позиционирует его как наигуманнейшее и
моральное. Оно заключается в том, что
Алексу медикаментозно и физиологически, прививают, как собаке Павлова, условный
рефлекс, заключающийся в страшных приступах тошноты при возбуждении агрессии,
полового влечения, и как ни странно, прослушивании 9 симфонии. Затем его выпускают
на свободу. Зверь в нём уничтожен, и его бывшие подельники и жертвы поочередно
жестоко избивают его. Особо старается, оппозиционный писатель, который из
жертвы и Человека превращается здесь в палача и лишается права на свою оппозицию.
Здесь
и заключается особая изощренность этого нового фашизма. Под видом любви к человеку он уничтожает его
полностью, с использованием и дискредитацией «лучших» его представителей. Его –
Человека, лишают не только человечности (главный герой уже расчеловечен
общественной средой, но ведь и 9 симфония ему запрещена!), но и его глубинной
природной составляющей. Да природное в человеке во многом опасно, но это его неотъемлемая
часть, которая при должном ограничении и применении служит ему во благо. Она отвечает
за основные инстинкты: сохранение жизни и размножение, за здоровую
агрессивность в борьбе за выживание, сексуальность, ориентацию, мужественность
и женственность, а также непосредственный контакт с живой природой (то, что
позволяет чувствовать родство с Матерью-Землей) и многое другое. Но цель нового
фашизма превратить основную массу человечества даже не в зверей, хотя это
необходимый переходный этап. Зверем, управлять в массовом порядке сложно, а
кроме того в нём присутствуют потенции человеческого. Новому миропорядку нужен
человек-автомат, лишенный, и человеческого, и природного. Без души, без воли,
без страсти. Тогда, и только тогда возможно безграничное и безраздельное
господство маленькой кучки отбросов человечества над всем миром и
действительное разделение единого рода человеческого. С концом гуманизма
классического модерна, в этом заключается основная характеристика переживаемой
нами эпохи постмодернистского расчеловечивания.
Конец фильма. Он также наводит на
определенные мысли. Для «стада» нужны не только пастухи (они же идейные фашисты),
но и собаки. И в этом контексте понятно почему, после «излечения» от «лечения»
главному герою предлагают высокооплачиваемый пост в правительстве, а его подельники еще в середине фильма уже полицейские.
Выстраивается очень простая иерархическая пирамида, частично опробованная в
нацисткой Германии: фашисты – зверьё - недочеловеки.
Параллели с современными
тенденциями, очевидней с каждым днём. Из жизни вытравливают не только
человеческое –, но и здоровое природное начало, всюду внедряется влечение к смерти,
гомосексуализм, уход в виртуал, а сфера
социального замещается суррогатами… Этот
колокол звонит по нам…
Перепости на кинопоиск. Там очень много народу это смогу прочитать.
ОтветитьУдалитьОставил как отзыв. Посмотрим, будут ли читать )
ОтветитьУдалить