среда, 1 октября 2014 г.

На Урале на Алтай 2014.

Отчёт о мотопутешествии на Алтай. 




Боевой конь: мотоцикл "Урал" ИМЗ-67, 1982 года выпуска. Пробег 9132 км. 650 см. 32 л.с. Как верно выразился мой друг: "Езда на архаичном мотоцикле, вызывает какие-то архаичные эмоции ))" .

Экипаж: трое лучших друзей.

Маршрут: с. Косиха -  с. Кош-Агач.

Время в пути: 5 дней.

Пройденное расстояние: около 1500 км.




День первый.

"Да неужели?!" Выезжаем! Только теперь я верю, что наша задумка состоялась...

Скажу честно, было непросто.  Приехать из Москвы, Новосибирска, выкроить время у семейных. До последнего не верилось. Всё готово!? Едем! И побоку нам холодный осенний дождь, преследовавший нас почти всю дорогу первого дня. Это влияло на скорость, но не на наше настроение. Оно было прекрасное, так как наша мечта начала воплощаться в реальность.

Мотоцикл грелся не очень - погода предоставляла нам водное охлаждение. Дождевики и бахилы ОЗК справлялись с дождём на ура. Был небольшой страх, что наш 32 летний "Зелибоба" (так было решено назвать наш "корабль") сломается где-нибудь в Троицке (40 км. от первоначальной точки), однако Зелибоба ехал и не думал ломаться. Чему несказанно радовал нас, хотя внутренне мы были готовы ко всему. Перемахнули за 100 быстро. Но что это? Подозрительное дребезжание в районе двигателя. Тяга в норме, но что за дребезг?
Бийск:




 Останавливаемся на заправке. Надо обследовать мотоцикл. ХА! Вот она наша "страшная поломка": от вибраций начала откручиваться крышка защищающая зажигание (один болтик из двух уже  потерялся). Она-то и дребезжала! Ищем решение. Найдено! Скручиваем один болтик от поворотника и прикручиваем крышку. Да здравствует отечественная техника! Она может выступать донором самой себя, без потери функциональности! Едем дальше. Темнеет. Скорость около 70 км/ч. Заезжаем в родное село Василия Макаровича Шукшина - Сростки. Едим знаменитые пироги и пьём травяной чай. Совет.  Ехать дальше или останавливаться здесь? Дождь временно кончился, но уже темно. Как-то это несерьезно, проехать меньше 250 км.  Решено ехать дальше. Красногорский район. Дорога начинает извиваться, пахнет совсем по-особому:  предгорьями. Наш конечный пункт сегодня - столица Республики Алтай г. Горно-Алтайск. Въезжаем в него и разворачиваем наш черный флаг. Поздние прохожие сворачивают шеи. Такое ощущение, что мы катим не на зеленом Урале а на красной Феррари. Навигатор брешет. Останавливаемся возле группы молодежи, чтобы спросить нужную улицу. Нас начинают распрашивать куда и откуда мы такие. Делимся. Получаем "благословление" от местного - "Уважение вам пацаны!". Едем дальше.  Улица найдена интуитивно, а вместе с ней  Теплая дача. Ура!

День второй.


Утро.  Прекрасное утро. Шум родника и звон колокольчиков. Воздух! Ах, этот воздух не сравнится ни с чем. Хорошо, что мы за городом. И, да! Да! Мы в Горном Алтае.
Сегодня решено ехать до Онгудая, это чуть более 250 км. Однако дорога уже не такая простая. Надо будет одолеть перевал Семинский. 1717 метров над уровнем моря. Зелибоба заводится не очень-то хочет. Растолкали. Вперед! Опять заезжаем в город. Эх этот город, намозолили нам глаза города. Скорее вырваться из него и на просторы! Нас начинает заражать движение. Небольшие остановки, для того чтобы остыть и перемениться. Перекусы. И опять вперед, вперед! Урал тащит нас на подъемы, катит со спусков. Водители одобрительно сигналят. В деревнях люди бросают копать картошку и провожают нас взглядом. Дети машут нам руками. Встречаются и собратья (байкеры). Приветствуемся.


Доезжаем до Семинского.

Еще позавчера там было 20 см. снега. Перед подъемом остываем по полной. Руль самому опытному водителю.  2-я, 3-я передача. Тащимся в гору. Одолеем? Одолели! На вершинах по обоим сторонам Семинского, правда, снег. Холодрыга. Пьем чай, прицениваемся к изделиям местных мастеров. Пирогов нет. Уже не сезон.  Фото на память. Едем дальше. Спуск получился очень скоростной. 93 км/ч на Урале - это всё равно, что 180 в обычной машине. Если наш крутой спидометр нас не обманул.



 Работаем на поворотах как слаженная команда. Поворот направо (на люльку) и все трое ложимся на правую сторону. (Дело в том, что если не переносить центр тяжести, то люльку может сильно поднять, и даже перевернуть мотоцикл). Штурман (в люльке) рекомендует передачи и контролирует скорость. Черга, Шебалино... Маленькие деревеньки, заброшенные хуторки... Пролетают мимо. Заезжаем в  Онгудай. Большое село. Заправляемся и держим совет.  Время всего 16:00. Решено не останавливаться и ехать до Акташа. Еще 70 км (как нам сказали на заправке). Потом окажется, что не 70... Но это потом. А впереди еще более крутой перевал - Чике-Таман (1217 м, памятник природы РА). Начался он неожиданно, и взяли мы его сходу. Зелибобе дался он непросто, зато мы счастливы. Перевал очень красивый, можно сказать, что в разы зрелищнее чем Семинский.   Пейзажи после Чикета начинаются прямо-таки нереальные. Ярко бирюзовая бурная Катунь. Высоченные скалы или горы поросшие какой то красной травой и маленькими елями. Дух захватывает. Дорога отличная. Узкий серпантин почти без автомобилей,  Очень тепло. +16-18.  Мотоцикл греется сильнее. Такая уж техника. Нагреется сильно -  не везёт, подлец, сколько бы газа ему не давай.





Со временем и с расстоянием мы не угадали. (Заправщица дезинформировала). Темнеет. Решено останавливаться на ближайшей базе. Но что-то нас подстегивает, мы уже заболели дорогой...




И все базы остаются за спиной. Темнеет еще больше. Тут-то подоспела еще одна "поломка" от нашего зеленого коня. Пропал свет. Он еще до выезда нам мозги компосировал. Но сейчас... Сейчас - это критично. Останавливаемся, солнца уже нет - полусумерки.  Дело ясное - переключатель (рассыпался внутри от старости). Инженерная мысль выкидывает его и просто связывает провода.  Теперь у нас только дальний свет. Правда,  фарой вниз, чтобы не слепить встречных. Едем!  Едем... Едем... Теперь темно и даже очень. Нет ни баз, ни Акташа... Я уже начинаю сомневаться, что мы на правильном пути. Но нет, другой дороги просто не существует. Ага... Вот Белый Бом, значит скоро должен быть Акташ. Скоро? Понятие относительное. Темнота кромешная. Едем по Серпантину как по туннелю. Быстро не разгонишься, опасный поворот сменяет еще более опасный. Пугающие знаки 50, 40. Час, другой. Нет Акташа.
- "Как там с бензином?"
- "Осталось меньше половины."
Впереди никакого просвета. Еще час. Деревушка Чибит. Заправка! Ну хоть какая-то надежда.  Льём полный. Сколько до Акташа? 7 км? Фухх! Чепуха!  Катим, поспешаем. Еще надо найти базу. Холодно и накрапывает дождь. (Да у нас есть палатка и всё остальное, но желание разбивать лагерь уже нет). Вот он - Акташ. Проезжаем. База в 4 км дальше. Нет базы... Темень.  Уже решено поворачивать и останавливаться в гостинице, но я говорю, давай еще чуть-чуть вперед. Ни черта нет! Поворачиваем и надо же. Прямо перед фарой вывеска базы и съезд. Повезло!

День третий.

Прекрасное утро. Облако, запутавшееся в горе прямо возле нашей базы.  Это уже другой Горный Алтай... Здесь воздух еще чище, небо прозрачней, горы выше. Ясное солнце. Природа уже мало похожа на "среднерусскую". Могучие кедры, узкие высокие ели, голубая вода в маленьких озерах, прозрачная как стекло речка. И какой-то особый дух разлит кругом - его не передать словами. Это дух громоздкого величия, особой тишины и звуков... Дух натянутой струны топшуура, протяжного пения комуса...

Нам везёт с погодой, до этого три недели лил дождь и даже снег.

Проверяем мотоцикл. Как никак уже пройдено 650 км. Подливаем масло (сожрал до минимума на щупе), свечи меняем (пробило обе), собираемся, вяжемся. Сегодня план подняться на одну из вершин Курайского хребта, посмотреть на Северо-Чуйский хребет. Побывать в Курайской и Чуйской степи. И конечно, добраться до конечного пункта, после которого уже начинается приграничная зона с Монголией - с. Кош-Агача. Дальше будет видно. Хозяин базы теплым словом прощается с нами, говорит мы третьи за год на Урале. Отчаянные. Желает удачи.


Вперёд! Из-за гор выглядывют ледники и белки Северо-Чуйского хребта. Горы. Они как из сказки или сошли прямо с картин Рериха. Серпантин вьется ударом кнута.  Дорога... Это нечто. Да, не даром National Geografic включил её в десятку самый красивых.  Ах, черт подери! Да, неужели мы здесь! Еще несколько дней назад душная Москва, Новосибирск, Барнаул... А сегодня, за каждым новым поворотом перед нами распахиваются врата сказки-были могучего Горного Алтая. Я замечаю, что время течёт по-другому. Оно еще вчера приобрело другой ритм. Это время счастья. Оно бьется в сердцах и искрится из глаз, как бы не были серьезны лица при прохождения очередного опасного поворота с обрывом в бездну.
Съезжаем с асфальта на бездорожье. "Вон на ту гору полезем" - говорю я. Друзья сомневаются... Заползаем как можно ближе и выше. Всё. Дальше нам уже не проехать. Съезжаем, берём документы и самое необходимое.



 Поднимаемся. Ух, работа нелегкая. Перекуры и неблизкая цель за очередным перевальчиком. Вершина! И вот он, весь как на ладони, Северо-Чуйский хребет. Глаза даже сначала не могут охватить всё.  Хребет величественен, спокоен. Почти уже весь в снегу.  Горы очень высокие. Маашей-баш (4177 м.) и  Актру (4044 м.), средние высоты 3600-3700. Ледники белыми языками спускаются в долину, а у подножья раскинулась Курайская степь и змея-река Чуя. Там на Востоке, Курайский хребет, как бы сходится с Северо-Чуйским хребтом. Там за этим схождением - бескрайняя и пустынная Чуйская степь и Монголия...









Хорошо наверху... Подольше бы здесь побыть... Одна напасть - ветер. Бьёт нещадно. С обедом у нас не вышло. Спички остались в скинутых теплых куртках в мотоцикле. Съели орехи и выпили всю воду. Надо спускаться и ехать дальше. При спуске на Зелибобе пришлось основательно поработать, наклон и колея были в аккурат на люльку.

Следующая остановка - Курайская степь. Та самая, которую мы наблюдали с вершины. Светло-синяя стелющаяся по земле трава. Это такая Полынь. Пахнет приятно горько... Щемяще...  Желто-зеленый лес на плюшевых холмах. Хочется раскинуть руки и бежать туда - в эту красоту.



Едем дальше. Преодолеваем "ворота" Курайского и Северо-Чуйского хребта и  Сюрприз. Спустило колесо. Не беда! Ставим запаску, обнаруживая при этом интересные конструкционные "особенности" в месте крепления колеса. Иных быть может они привели бы в легкий шок, но не нас. "Заедем в СТО - спилим болгаркой" - заключает инженерная мысль. (так и не заехали - притерлось).

Едем дальше. Начинается... Да... Начинается совсем другая песня. Чуйская степь. Космический пейзаж. Волнистая полупустыня из мелкой коричневой гальки с редкими кустиками. Огромный простор, который глаз, кажется, охватить  уже не может. Дух заходится. Глазеем по сторонам, не можем насмотреться. Совсем другая сторона. Дома без крыш. Маленькие мусульманские кладбища у дорог. Села, раскинувшиеся как на столе. Гудящие провода у дороги. Особая, степная, пустынная тишина... Редкие встречные. Почти все загорелые казахи.




Подъезжаем к с. Кош-Агач. Село как на ладони. Счастливы. Есть в этом счастье и немного грусти, ведь дальше дорога будет только назад. Но и вперед уже нельзя - приграничная зона, надо пропуски.



Ужинаем в юрте, плов, соленый чай, казахская музыка. Хорошо, тепло и вкусно. Тем временем на шиномонтажке клеют нашу продырявленную камеру.  Темнеет. Решено возвращаться в Мены (около Акташа). Ну не сидится нам на месте! Ночная дорога, тоже вошла в норму. Приключение. На середине пути у нас опять пропадает свет. Спокойно на габаритах съезжаем с дороги. Кругом никого. Небо в молоке звезд. Столько звёзд вы не увидите нигде. По бокам дороги темные горы. Только силуэты. Ни одной машины. Такое ощущение, что мы одни здесь. Ну что там? Сгорела лампочка - это самая простая поломка! В запасе у нас еще 3 шт. Меняем и едем дальше.

Мены. На базу нас пустили не сразу. "Ответственный" работник решил загулять и вывесил объявление "Мест нет". Однако добрый и веселый алтаец-напарник нашептал ему чего-то и подмигнул нам. "Есть места!". Нам дали теплый домик и дрова, чему мы были несказанно рады. А работник уматнул до утра. Даже денег с нас сразу брать не стал.

День четвертый. 

Прогноз погоды неутешительный. Здесь завтра будет снег и минусовая температура, несмотря на то, что сегодня +18. Надо успеть перескочить перевалы и оказаться за зоной снегопада. Решено по-основательнее приготовится. Осмотр мотоцикла, доливаем моторное масло, масло в редуктор. Покупаем дополнительный комплект свечей, полный бак, и в дорогу.

К сожалению, надо двигаться в сторону дома. По дороге чаще останавливаемся в красивых местах. Эх, места, как с открытки. Встать бы тут на недельку...
Уже привычно преодолеваем перевалы. "Традиционно" едим шашлык за Шебалино. Добираемся до с. Усть-Муны, а дальше сворачиваем на Чемал. Уже ночь. Решено остановится на базе по дороге. На следующий день думаем доехать до Чемала и встать там палаточным лагерем на день. А еще через день двинуться по непростой  и новой для нас дороге до Горно-Алтайска и далее домой.



День пятый. 

Погода, однако, была иного мнения на наши планы. На утро она закатила истерику из плотного ноябрьского дождя, а в Горно-Алтайске выпал снег. Ни о какой палатке не могло быть и речи. Нас это сначала и не остановило, но проехав 15 км в сторону Чемала - мы, скрепя сердцем и зубами, все-таки повернули в сторону дома. На нашей резине в такую погоду мы могли просто застрять в Горном. К тому же мотоцикл стал барахлить. Заводится он стал исключительно с "толкача", хотя вёз по-прежнему отменно. Маршевым порядком мы рванули до дома практически без остановок. "Докуда доедем.." - так было постановлено.

Ночью, пережив по дороге штормовой ветер и дождь мы въехали в Косиху. Наше короткое, но чудесное мотопутешествие было окончено... И, хотя это были всего пять дней, они кое-что изменили в нас: привнесли жажду к дороге, всколыхнули юношескую любовь к мотоциклам, позволили ощутить братство. Решено на следующих год ехать более серьезным и долгим маршрутом. Куда? Еще неизвестно, может это будет Байкал, может Крым,  а может мы двинемся вообще из другой начальной точки в другой стране? Но двинемся - это точно!

Всем удачи на дорогах! Путешествуйте!

Да, чуть не забыл. Видеоотчет гораздо интереснее.
http://youtu.be/kGdUbN4z5nY


Комментариев нет:

Отправить комментарий