понедельник, 13 января 2014 г.

Граф Эдерланд на линии. Отчуждение и Танатос.


Граф Эдерланд на линии. Отчуждение и Танатос.

Танатос уносят Сарпедона

Он приехал (из Финляндии) и сказал:
 Ну, страна - организована вот так! (большой палец вверх)
 Колбаса, где угодно - духовной жизни нет вообще.
«Лекции на досках» Г. П. Щедровицкий.

Сегодня прочел пьесу Макса Фриша «Граф Эдерланд» и решил немного отложить Маркса. Художественные образы, порою позволяют уловить то, что невозможно представить в самом совершенном понятийном аппарате. Советую и вам её прочесть, она небольшая, и продолжить наш с вами разговор о феномене отчуждения. «Граф Эдерланд» - отличная художественная иллюстрация на тему, какие же именно энергии обуревают Западное общество с начала 20 века.   

Макс Фриш


О чём пьеса? О нор-р-рмальном европейском обществе. Куда нас отчаянно и назойливо зовут и либералы, а-ля Сванидзе и ко, и псевдонационалисты, а-ля Навальный, Крылов и ко, представители партии власти и другие. Признаем, «традиция» это давняя, от «западников» и «славянофилов».  Куда идти нам, своей дорогой или по «проторенной дороге цивилизации»? А во что превратился "этот магистральный путь", как любили говаривать архитекторы нашей «Перестройки»?

 Макс Фриш, приоткрывает обратную сторону медали, под названием – «благополучное Западное общество». Дает ли оно счастье человеку? Что-то сомнительно... Пустота - вот, что скрывается за внешней аккуратностью и благополучием.  Аккуратные прилежные люди. Очень аккуратные.  Работают, едят, любят по расписанию. Общество без событий. Без Смысла. Без воли. По существу - без жизни. Массовая скука...  Тоска и в бедности, и в довольстве. Жизнь попрана и закована в квадратные формы. Всё это порождает внутренний протест, а так как он не может найти позитивного воплощения, то просыпается иное начало - воля к Смерти. Воля к разрушению.

Как это связано с отчуждением? Напрямую. Именно, отчуждение призывает силы Танатоса.  Что мы и видим в пьесе. Человек отчужден от труда, он не видит в нём ни смысла. Он никак не проявляет себя в нем, и даже более того он им закабален. Человек отчужден от человека, что даже самые близкие люди – супруги, родители и дети не могут понять друг друга. Человек отчужден от своей высшей творческой сущности – Творца, так как он не может творить, в этом обществе. Человек отчужден и от Смысла и от Природы. Человек-машина. Человек-автомат, лелеющий надежду на эрзац счастья - выходной день или развлечение. Как говорит Прокурор, понимающий убийцу:  "Надежда на свободный вечер, на воскресенье за городом, эта пожизненная надежда на эрзац, включая жалкое упование на загробную жизнь… Может, стоит только отнять все эти надежды у миллионов чиновничьих душ, торчащих изо дня в день за своими столами,- и какой их охватит ужас, какое начнется брожение! Кто знает, может быть, деяние, которое мы называем преступным, - лишь кровавый иск, предъявляемый самой жизнью. Выдвигаемый против надежды - да, против эрзаца, против отсрочки."

Все связи разорваны и начинается разрушение, доминирование иррационального, утрата адекватной оценки действительности, а так же пробуждение в человеке влечение к смерти, направленного или на себя или на мир. 

Благополучие? Потребительское общество? Нор-р-рмальная жизнь?

Вот он, гнойник довольства и покоя:
Прорвавшись внутрь, он не дает понять,
Откуда смерть.
«Гамлет» У. Шекспир.

Сегодняшний ли это день или день грядущий? И то и другое. Не так давно, мы видели этих «графов», выпестованных в сытом Западном обществе. Там массовые убийства, тут немотивированные расстрелы… Нас тянут туда. А мы и сами не очень-то понимаем, кто, как и зачем.  Самое страшное, что Эдерланд может вызывать определенную симпатию, как строчки из песни группы Ленинград: «Никого не жалко, никого, не меня, не тебя, ни его». Но это не выход - это программа смерти.  Увидьте, услышьте, почувствуйте шаги графа Эдерланда. Его преддверье – скука. Особая скука. А уж потом будут ягодки…  Откуда он пришел? Кто его ведёт? Можно ли спастись? Это тема следующего разговора. 


Комментариев нет:

Отправить комментарий